Роль внешних факторов в реализации естественной последовательности двигательного развития ребёнка на первом году жизни
https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-3-119-136
Аннотация
Введение. Развитие ребёнка на первом году жизни — основа его дальнейшего гармоничного роста. Двигательное развитие происходит параллельно продолжающемуся поэтапному развитию нервной системы. Переход на новый уровень управления движениями сопряжён с появлением новых навыков, и стимуляция двигательного развития должна происходить в соответствии с очередным этапом развития нервной системы. Вмешательство в естественный процесс становления навыков без учёта этапа развития нервной системы приводит к изменению траектории развития движений ребёнка.
Цель исследования. Оценить значимость отдельных элементов двигательного развития для функции равновесия и ходьбы, а также выявить роль нефизиологичной (противоречащей моторному онтогенезу) стимуляции двигательных навыков в формировании неоптимальных двигательных паттернов и снижении функции равновесия и ходьбы.
Материалы и методы. В консультативно-диагностическом отделении ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России в рамках диспансерного наблюдения с декабря 2016 г. по июнь 2019 г. обследовано 43 ребёнка старше 12 мес. Оценку гармоничности двигательного развития проводили по разработанным тестам и данным анкетирования. Дети были разделены на 2 группы: основную, в которой проводилось вмешательство, и группу сравнения.
Результаты. Частота реализации физиологичных паттернов у детей в основной группе составила 65,5%, в группе сравнения — 89,6%. Частота формирования функциональных нарушений работы опорно-двигательного аппарата: патологический функциональный кифоз в поясничном отделе позвоночника — у 73,1% детей в основной группе, 26,9% в группе сравнения, сидение на крестце — 73,1% в основной группе, 26,9% в группе сравнения, нарушение координации — 53,9% в основной группе, 46,1% в группе сравнения, снижение функции равновесия — 61,5% в основной группе, 38,5% в группе сравнения.
Заключение. Правильное взаимодействие с ребёнком на первом году жизни в сочетании с физиологичной стимуляцией, соответствующей этапам развития нервной системы, позволяет своевременно реализовывать двигательные навыки ребёнка, не нарушая естественную последовательность этапов его двигательного развития, и минимизирует риски возникновения функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата.
Об авторах
Галина Сергеевна Лупандина-БолотоваРоссия
Кандидат медицинских наук, врач высшей категории, заведующая отделением лечебной физкультуры ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 119296, Москва.
e-mail: l.bolotova@nczd.ru
А. А. Ревина
Россия
Д. А. Игнатов
Россия
Список литературы
1. Die Zerebrale Bewegungsstörung im Säuglingsalter - 7. Überarbeitete und erweiterte Auflage. Hippokrates Verlag; 2007. (in German)
2. Vojta-Prinzip. Dritte, vollständig überarbeitete Auflage. Springer Verlag; 2007. (in German)
3. Орт Х. Ребенок в Войта-терапии: практическое пособие для родителей и терапевтов. Пер. с нем. Челябинск: Войта-Праксис; 2020.
4. Войта В., Петерс А. Принцип Войты: игра мышц при рефлекторном поступательном движении и в двигательном онтогенезе. Пер с нем. Springer Medizin Verlag, Heidelberg, 1997, 2001, 2007
5. Рейн С., Медоуз Л., Линч-Эллерингтон М. Бобат концепция. Теория и клиническая практика в неврологической реабилитации. Пер с англ. Нижний Новгород; 2013.
6. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.; 1981.
7. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.; 1966.
8. Майерс В.Т. Анатомические поезда. Пер. с англ. М.: Эксмо; 2018.
9. Клочкова О.А., Куренков А.У. Ботулинотерапия при детском церебральном параличе: практические советы и ультразвуковой контроль. М.: МЕДпресс-информ; 2020.
10. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Куренков А.Л., Клочкова О.А., Каримова Х.М., Мамедъяров А.М. и др. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом. М.: ПедиатрЪ; 2014.
11. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология. М: Литтерра; 2011.
12. Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом. М.; 2005.
13. Лупандина-Болотова Г. Сидеть, ползать, ходить. Как помочь ребенку сделать первый шаг? Эволюция движения от 0 до года. Ростов-на-Дону: Феникс; 2020.
14. Капанджи А.И. Позвоночник: Физиология суставов. Пер. с англ. М.: Эксмо; 2014.
15. Майерс Т., Эрлз Д. Фасциальный релиз для структурного баланса. Пер. с англ. М.: Эксмо; 2019.
Рецензия
Для цитирования:
Лупандина-Болотова Г.С., Ревина А.А., Игнатов Д.А. Роль внешних факторов в реализации естественной последовательности двигательного развития ребёнка на первом году жизни. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2021;2(3):119-136. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-3-119-136
For citation:
Lupandina-Bolotova G.S., Revina A.A., Ignatov D.A. The role of external factors in realizing of the natural progress of the child’s motor development within the first year of life. L.O. Badalyan Neurological Journal. 2021;2(3):119-136. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-3-119-136