Preview

Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна

Расширенный поиск

Соматоневрологические и психолого-педагогические особенности детей с детским церебральным параличом в контексте их готовности к занятиям паралимпийскими видами спорта

https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-4-173-188

Аннотация

Введение. В настоящее время в России не существует научно обоснованной системы медико-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), позволяющей привлечь детей-инвалидов к занятиям в детско-юношеских школах адаптивной физической культуры, готовящих паралимпийский резерв страны. В статье авторы представляют результаты клинического исследования, направленного на разработку и создание системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в контексте их готовности к занятиям паралимпийскими видами спорта, способствующим повышению качества их жизни и формированию медико-социального лифта. 

Материалы и методы. Под наблюдением находились дети в возрасте от 1 года до 18 лет с детским церебральным параличом (ДЦП) с нарушениями двигательных функций I, II уровня по системе оценки глобальных моторных функций и системе классификации мануальных способностей (GMFCS, MACS) и их семьи. В ходе исследования была проведена комплексная оценка соматического, неврологического, психического и нутритивного статуса детей с ДЦП, а также описан широкий спектр коморбидной патологии. После проведения восстановительного лечения с применением комплексных персонифицированных реабилитационных программ был осуществлен динамический контроль за состоянием пациентов с ДЦП с последующей оценкой эффективности восстановительного лечения и влияния на неё психологической готовности больных, их родителей к занятиям детей паралимпийскими видами спорта, а также социально-экономического уровня семьи. Изучено отношение детей с ДЦП и их родителей к участию в паралимпийском движении. Определена социально-гигиеническая характеристика семей и реабилитационный потенциал детей с ОВЗ и их семей. 

Результаты. У детей с ДЦП имеет место широкий спектр коморбидной патологии, требующий привлечения к курации пациентов специалистов разных профилей. Применение комплексных персонифицированных реабилитационных программ позволяет достичь положительной динамики уже после 14 дней восстановительного лечения. Раннее включение ботулинотерапии в реабилитационную программу пациентов с ДЦП обеспечивает более высокую эффективность восстановительного лечения. Лечение белково-энергетической недостаточности у детей с ДЦП должно включать коррекцию режима питания с применением специализированных продуктов, метаболической терапии, ферментных и комплексных витаминных препаратов. Дифференцированное медико-психолого-педагогическое консультирование детей с ДЦП и их родителей позволит оптимизировать решение государственной проблемы в отношении своевременного включения лиц с ОВЗ в занятия адаптивной физической культурой. 

Заключение. Разработка и создание системы комплексного медико-психологического сопровождения детей с ОВЗ решает актуальную медико-социальную проблему, обеспечивая интеграцию детей-инвалидов в социум и повышение качества жизни как больного ребёнка, так и членов его семьи.

Об авторах

Лолита Алиевна Пак
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, главный научный сотрудник лаборатории редких наследственных болезней у детей Медико-генетического центра ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: lolitap@mail.ru



С. Б. Лазуренко
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


С. Г. Макарова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России; ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»; ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия


Т. В. Свиридова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России; ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
Россия


Л. М. Кузенкова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


А. Л. Куренков
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Б. И. Бурсагова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Т. Р. Чумбадзе
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Braegger C., Decsi T., Dias J.A., Hartman C., Kolacek S., Koletzko B., et al. Practical approach to paediatric enteral nutrition: a comment by the ESPGHAN committee on nutrition. J. Pediatr. Gastroenterol. Nutr. 2010; 51(1): 110-22. https://doi.org/10.1097/mpg.0b013e3181d336d2

2. Sermet-Gaudelus I., Poisson-Salomon A.S., Colomb V., Brusset M.C., Mosser F., Berrier F., et al. Simple pediatric nutritional risk score to identify children at risk of malnutrition. Am. J. Clin. Nutr. 2000; 72(1): 64-70. https://doi.org/10.1093/ajcn/72.1.64

3. Moeeni V., Walls T., Day A.S. The STRONGkids nutritional risk screening tool can be used by paediatric nurses to identify hospitalised children at risk. Acta Paediatr. 2014; 103(12): e528-31. https://doi.org/10.1111/apa.12768

4. Пырьева Е.А., Сорвачева Т.Н., Максимычева Т.Ю., Айвазян С.О. Диетологические подходы в комплексном лечении детей с неврологической патологией: учебное пособие. М.; 2017.

5. Лекманов А.У., Ерпулева Ю.В., Буш А.А., Суворов С.Г. Российское национальное обсервационное исследование применения нутритивной поддержки у детей в отделениях интенсивной терапии: «Нутрипед.ру». Анестезиология и реаниматология. 2014; 59(5): 41-5.

6. Альбицкий В.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии: Избранные очерки. Выпуск 16. М.; 2012.

7. Гордиевская Е.О., Климон Н.Л., Кузьмина И.Е., Старобина Е.М., Суворова Т.К. Методические подходы к оценке реабилитационного потенциала семьи ребенка-инвалида. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2010; (3): 7-10.

8. Грец Г.Н. Физическая реабилитация лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов на основе применения средств физической культуры и специализированных тренажеров: Дисс. … д-ра пед. наук. Смоленск; 2008.

9. Грец Г.Н., Ситкина М.Г. Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями у девочек 11-16 лет с последствиями детского церебрального паралича в форме спастической диплегии. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010; (12): 49-51.

10. Гросс Н.А., Беркутова И.Ю., Шарова Т.Л., Буканова Г.В., Зеленова Н.И. Оценка двигательных возможностей детей с ДЦП при выполнении упражнений из разных исходных положений. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016; (4): 64-70. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p64-70

11. Гросс Н.А., Шарова Т.Л., Беркутова И.Ю., Буканова Г.В., Зеленова Н.И. Массовая физическая культура и оздоровление населения: влияние упражнений, выполняемых с применением тренажёрных устройств на формирование вертикальной устойчивости детей-инвалидов. Вестник спортивной науки. 2016; (4): 44-50.

12. Кирилина В.М., Киэлевяйнен Л.М., Колесникова Н.В., Бальчюнене Н.И. Анализ российского и зарубежного опыта развития адаптивной физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2017; (3): 40-2.

13. Литвина Г.А., Кульчицкий В.Е., Агеев А.В. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации. Мир науки, культуры, образования. 2016; (3): 61-3.

14. Мачалкин С.Е., Радченко А.С. Экономические аспекты развития адаптивной физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации. Социально-экономические явления и процессы. 2017; 12(1): 59-64.

15. Парфенов А.С. Особенности адаптивной физической культуры инвалидов с последствиями детского церебрального паралича с использованием занятий пулевой стрельбой. Орел; 2006.

16. Попов Г.Н., Евсеев С.П. Педагогические аспекты адаптивной физической культуры как интегративной дисциплины. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006; (10): 47-50.

17. Симашенков П.Д., Буков А.В. Актуальные проблемы организации адаптивного спорта в Российской Федерации. Available at: https://www.imi-samara.ru/wp-content/uploads/2018/12/Симашенков_Буков_100_105.pdf

18. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр физической культуры и спорта». Available at: https://www.vniifk.ru/fnc_vniifk.php

19. Сладкова Н.А. Функциональная классификация в паралимпийском спорте. М.: Советский спорт; 2011.

20. Berry E.T., Giuliani C.A., Damiano D.L. Intrasession and intersession reliability of handheld dynamometry in children with cerebral palsy. Pediatr. Phys. Ther. 2004; 16(4): 191-8. https://doi.org/10.1097/01.pep.0000145932.21460.61

21. El-Sobky T.A., Fayyad T.A., Kotb A.M., Kaldas B. Bony reconstruction of hip in cerebral palsy children Gross Motor Function Classification System levels III to V: a systematic review. J. Pediatr. Orthop. B. 2018; 27(3): 221-30. https://doi.org/10.1097/bpb.0000000000000503

22. Palisano R.J., Rosenbaum P., Bartlett D., Livingston M.H. Content validity of the expanded and revised Gross Motor Function Classification System. Dev. Med. Child Neurol. 2008; 50(10): 744-50. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2008.03089.x

23. Palisano R., Rosenbaum P., Walter S., Russell D., Wood E., Galuppi B. Development and reliability of a system to classify gross motor function in children with cerebral palsy. Dev. Med. Child Neurol. 1997; 39(4): 214-23. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.1997.tb07414.x

24. Posłuszny A., Myśliwiec A., Saulicz E., Doroniewicz I., Linek P., Wolny T. Current understanding of the factors influencing the functional independence of people with cerebral palsy: a review of the literature. International Journal of Developmental Disabilities. 2016; 63(2): 77-90. https://doi.org/10.1080/20473869.2016.1145396

25. Reid S.M., Carlin J.B., Reddihough D.S. Using the Gross Motor Function Classification System to describe patterns of motor severity in cerebral palsy. Dev. Med. Child Neurol. 2011; 53(11): 1007-12. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2011.04044.x

26. Rethlefsen S.A., Ryan D.D., Kay R.M. Classification systems in cerebral palsy. Orthop. Clin. North Am. 2010; 41(4): 457-67. https://doi.org/10.1016/j.ocl.2010.06.005

27. Towns M., Rosenbaum P., Palisano R., Wright F.V. Should the Gross Motor Function Classification System be used for children who do not have cerebral palsy? Dev. Med. Child Neurol. 2018; 60(2): 147-54. https://doi.org/10.1111/dmcn.13602


Рецензия

Для цитирования:


Пак Л.А., Лазуренко С.Б., Макарова С.Г., Свиридова Т.В., Кузенкова Л.М., Куренков А.Л., Бурсагова Б.И., Чумбадзе Т.Р. Соматоневрологические и психолого-педагогические особенности детей с детским церебральным параличом в контексте их готовности к занятиям паралимпийскими видами спорта. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2021;2(4):173-188. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-4-173-188

For citation:


Pak L.A., Lazurenko S.B., Makarova S.B., Sviridova T.V., Kuzenkova L.M., Kurenkov A.L., Bursagova B.I., Chumbadze T.R. Somatoneurological and psycho-pedagogical features of children with cerebral palsy in the context of their readiness for training in Paralympic sports. L.O. Badalyan Neurological Journal. 2021;2(4):173-188. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-4-173-188

Просмотров: 670


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-8997 (Print)
ISSN 2712-794X (Online)