Особенности речевых нарушений у детей с эпилептическими энцефалопатиями
https://doi.org/10.46563/2686-8997-2024-5-1-29-37
EDN: wcmcah
Аннотация
Введение. Речевые нарушения являются распространённой проблемой в детском возрасте. В частности, одним из наиболее распространённых осложнений эпилепсии являются нарушения речи разного характера.
Цель исследования — изучить клинические проявления речевых расстройств у детей с эпилептическими энцефалопатиями.
Материалы и методы. В исследование включены 89 детей с эпилептическими энцефалопатиями. У всех пациентов проводили детальное изучение анамнеза жизни и заболевания, оценку неврологического и соматического статусов, анализ семиотики приступов, оценку получаемой терапии, артикуляционного праксиса, фонематического восприятия, игровой деятельности, экспрессивной и импрессивной речи.
Результаты. Речь у обследованных больных имела характер грубого нарушения после этапа нормального развития (37,1%), с рождения задержка развития речи отмечалась у 38,2% больных. Фонематическое восприятие нарушено у 73 (82,0%) пациентов, нарушение артикуляционного праксиса — у 63 (70,8%), несформированность связной речи — у 78 (87,6%), игровая деятельность не соответствовала возрасту ребенка в 50 (56,2%) случаях, нарушение счета выявлено у 69 (77,5%) пациентов, нарушение звукопроизношения — у 30 (33,7%).
Заключение. Артикуляционная апраксия и моторная алалия — самые частые виды речевых нарушений у детей с эпилептическими энцефалопатиями.
Соблюдение этических стандартов. Исследование проводили при добровольном информированном согласии родителей, законных представителей пациентов. Протокол исследования одобрен Этическим комитетом ФГБОУ ВО СПбГПМУ МЗ РФ (протокол № 04/06 от 11.11.2021).
Участие авторов:
Гузева В.И. — концепция и дизайн, написание текста, редактирование;
Еремкина Ю.А. — концепция и дизайн, написание текста, редактирование;
Гузева О.В. — редактирование текста;
Гузева В.В. — концепция, редактирование текста;
Охрим И.В. — редактирование текста;
Ведерникова В.А. — написание текста.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 23.11.2023
Принята к печати 16.02.2024
Опубликована 28.04.2024
Ключевые слова
Об авторах
Валентина Ивановна ГузеваРоссия
Доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, Санкт-Петербург, Россия
eLibrary SPIN: 1097-5673
Scopus Author ID: 6603635189
e-mail: viktoryka@mail.ru
Юлия Анатольевна Еремкина
Россия
Ассистент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, Санкт-Петербург, Россия
eLibrary SPIN: 7287-9458
Scopus Author ID: 57222508483
e-mail: uliahromcova@gmail.com
Оксана Валентиновна Гузева
Россия
Докт. мед. наук, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, Санкт-Петербург, Россия
Author ID: 837456
Scopus Author ID: 21742770700
e-mail: oksanadoc@bk.ru
Виктория Валентиновна Гузева
Россия
Доктор мед. наук, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, Санкт-Петербург, Россия
eLibrary SPIN: 5542-8975
Scopus Author ID: 58445207000
e-mail: viktoryka@mail.ru
Инна Владимировна Охрим
Россия
Канд. мед. наук, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, Санкт-Петербург, Россия
eLibrary SPIN: 1640-0972
Scopus Author ID: 57188644492
e-mail: ochrim@yandex.ru
Виктория Александровна Ведерникова
Россия
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, Санкт-Петербург, Россия
eLibrary SPIN: 7537-9970
e-mail: vikochka.spb@mail.ru
Список литературы
1. Гузева В.И., Власова Е.Ю., Гузева В.В., Гузева О.В., Охрим И.В. Речевые нарушения у детей и их коррекция. СПб.; 2020. https://elibrary.ru/kccoed
2. Гузева В.И., ред. Федеральное руководство по детской неврологии. СПб.: Валетудо; 2023: 228–9.
3. Ягунова К.В., Гайнетдинова Д.Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018; 63(6): 23–30. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-5-23-30 https://elibrary.ru/yqzjln
4. Shriberg L.D., Kwiatkowski J., Mabie H.L. Estimates of the prevalence of motor speech disorders in children with idiopathic speech delay. Clin. Linguist. Phon. 2019; 33(8): 679–706. https://doi.org/10.1080/02699206.2019.1595731
5. Троицкая Л.А. Особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при патологии ЦНС: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М.; 2009. https://elibrary.ru/qetdcz
6. Gordon N. Cognitive functions and epileptic activity. Seizure. 2000; 9(3): 184–8. https://doi.org/10.1053/seiz.2000.0390
7. Заваденко Н.Н., Холин А.А., Заваденко А.Н., Шадрова А.А., Орлова К.А. Нарушения нервно-психического развития у детей с эпилепсией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016; 116(3): 88–95. https://doi.org/10.17116/jnevro20161163188-95 https://elibrary.ru/vqxzpt
8. Заваденко Н.Н. Нарушения нервно-психического развития у детей с эпилепсией. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2016; 8(1): 50–4. https://doi.org/10.17749/2077-8333.2016.8.1.050-054 https://elibrary.ru/whovir
9. Блинов Д.В. Эпилептические синдромы: определение и классификация Международной Противоэпилептической Лиги 2022 года. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2022; 14(2): 101–82. https://doi.org/10.17749/2077-8333/epi.par.con.2022.123 https://elibrary.ru/fgpfrz
10. Троицкая Л.А., Бадалян О.Л., Суркова К.Л., Крахалев В.В. Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией. Неврологический журнал им. Л.О. Бадаляна. 2020; 1(1): 9–20. https://doi.org/10.17816/2686-8997-2020-1-01-9-20 https://elibrary.ru/tfjobb
11. Дорофеева Н.Е. Особенности когнитивных функций у детей школьного возраста с идиопатическими формами эпилепсии: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. СПб.; 2011. https://elibrary.ru/qhjzgl
12. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г., Прусаков В.Ф. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей. Практическая медицина. 2013; (1): 117–21. https://elibrary.ru/pyqehn
13. Козлова Е.В. Дисфазия развития: неврологическое исследование, возрастная динамика и возможности лекарственной терапии: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 2013. https://elibrary.ru/zoxuhp
14. Пак Л.А., Савостьянов К.В., Кузенкова Л.М., Пушков А.А., Жанин И.С., Увакина Е.В. Молекулярно-генетическая диагностика нарушений речи у детей. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2022; 3(1): 7–13. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2022-3-1-7-13 https://elibrary.ru/gcjtom
15. Camfield P., Camfield C. Regression in children with epilepsy. Neurosci. Biobehav. Rev. 2019; 96: 210–8. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2018.12.008
16. Allison K., Stoeckel R., Olsen E., Tallman S., Iuzzini-Seigel J. Motor speech phenotypes in children with epilepsy: preliminary findings. Am. J. Speech Lang. Pathol. 2023; 32(4S): 1912–22. https://doi.org/10.1044/2022_ajslp-22-00176
Рецензия
Для цитирования:
Гузева В.И., Еремкина Ю.А., Гузева О.В., Гузева В.В., Охрим И.В., Ведерникова В.А. Особенности речевых нарушений у детей с эпилептическими энцефалопатиями. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2024;5(1):29-37. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2024-5-1-29-37. EDN: wcmcah
For citation:
Guzeva V.I., Eremkina Yu.A., Guzeva O.V., Guzeva V.V., Okhrim I.V., Vedernikova V.A. Features of speech disorders in children with epileptic encephalopathies. L.O. Badalyan Neurological Journal. 2024;5(1):29-37. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2024-5-1-29-37. EDN: wcmcah