Preview

Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна

Расширенный поиск

Опыт применения кардиореспираторного тренинга с биологической обратной связью у пациента с сочетанной патологией

https://doi.org/10.46563/2686-8997-2023-4-4-226-233

EDN: oueogj

Аннотация

Методы с биологической обратной связью (БОС) находят всё более широкое применение в практике благодаря своему многообразию, возможности яркой визуализации корректируемых функций и наличию объективных показателей оценки динамики процесса тренировки. С помощью БОС-тренинга происходит обучение пациентов навыкам, которые облегчают их состояние, поддерживают активное функционирование, тем самым повышают качество жизни. Один из простых методов биоуправления — это кардиореспираторный тренинг, в процессе которого пациент обучается навыку диафрагмально-релаксационного дыхания, эффективного в реабилитации при различных патологиях, особенно в педиатрической практике. Данный вид биоуправления основан на управлении дыханием и вариабельностью ритма сердца, которая отражает способность организма к быстрому восстановлению после воздействия психических и физических стрессовых факторов и является своеобразным маркером сердечно-сосудистого и психофизиологического здоровья человека. В приведённом клиническом примере демонстрируется случай дыхательной коррекции у пациента с сочетанной патологией (рассеянный склероз, эссенциальная артериальная гипертензия и паническое расстройство). Тренинг был выбран как наиболее оптимальный для повышения качества жизни пациента, учитывая ведущую жалобу на панические атаки. Одна из основных задач реабилитации у данного ребёнка — обучение навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания, что позволило пациенту научиться справляться в дальнейшем с возникающими паническими атаками, снизить тревожность и улучшить тем самым своё самочувствие. В статье подробно описаны ход занятий, упражнения для ежедневного применения, представлена положительная динамика регистрируемых показателей и состояния пациента к концу курса. Кардиореспираторный тренинг — эффективный и понятный метод реабилитации, который можно активно использовать в практике для объективной оценки проведённых занятий, психоэмоциональной коррекции у детей и подростков с различной патологией.

Соблюдение этических стандартов. Авторы получили письменное согласие пациента на анализ и публикацию медицинских данных.

Участие авторов:
Сахарова Е.В. — концепция, написание текста, редактирование;
Конова О.М. — концепция, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 25.08.2023

Принята к печати 15.11.2023

Опубликована 28.12.2023

Об авторах

Елена Владимировна Сахарова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Младший научный сотрудник лаборатории реабилитации и восстановительного лечения ФГАУ НМИЦ здоровья детей МЗ РФ, 119991, Москва

e-mail: sakharova@nczd.ru



Ольга М. Конова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Завацкая Т.Л., Громов С.В., Чуров А.Н., Трибрат Н.С., Бирюкова Е.А. Методические рекомендации по применению электромиографического управления в специальной педагогике и адаптивной физической культуре. СПб.; 2022.

2. Umaç E.H., Semerci R. Effect of biofeedback-based interventions on the psychological outcomes of pediatric populations: a systematic review and meta-analysis. Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2023; 48(3): 299–310. https://doi.org/10.1007/s10484-023-09583-5

3. Moss D.P. (2014). The use of biofeedback and neurofeedback in pediatric care. In: Anbar R.D., ed. Functional Symptoms in Pediatric Disease: A Clinical Guide. Springer Science & Business Media; 2014: 285–303. https://doi.org/10.1007/978-1-4939-1974-1_20

4. Lehrer P. My life in HRV biofeedback research. Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2022; 47(4): 289–98. https://doi.org/10.1007/s10484-022-09535-5

5. Oikawa L.O., Hirota A., Uratani H., Sakakibara M. History and recent advances of the Japanese society of biofeedback research. Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2021; 46(4): 309–18. https://doi.org/10.1007/s10484-021-09516-0

6. Davis J.J.J., Kozma R., Schübeler F. Stress reduction, relaxation, and meditative states using psychophysiological measurements based on biofeedback systems via HRV and EEG. In: Lee N., eds. Encyclopedia of Computer Graphics and Games. Cham: Springer; 2019. https://doi.org/10.1007/978-3-319-08234-9_330-1

7. Herhaus B., Conrad R., Petrowski K. Effect of a slow-paced breathing with heart rate variability biofeedback intervention on pro-inflammatory cytokines in individuals with panic disorder – A randomized controlled trial. J. Affect. Disord. 2023; 326: 132–8. https://doi.org/10.1016/j.jad.2023.01.091

8. Meuret A.E., Wilhelm F.H., Roth W.T. Respiratory feedback for treating panic disorder. J. Clin. Psychol. 2004; 60(2): 197–207. https://doi.org/10.1002/jclp.10245

9. Prinsloo G.E., Rauch H.G.L., Lambert M.I., Muench F., Noakes T.D., Derman W.E. The effect of short duration heart rate variability (HRV) biofeedback on cognitive performance during laboratory induced cognitive stress. Appl. Cognit. Psychol. 2011; 25(5): 792–801. https://doi.org/10.1002/acp.1750

10. Sakaki M., Yoo H.J., Nga L., Lee T.H., Thayer J.F., Mather M. Heart rate variability is associated with amygdala functional connectivity with MPFC across younger and older adults. Neuroimage. 2016; 139(1): 44-52. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2016.05.076

11. Petar Jerčić, Veronica Sundstedt. Practicing emotion-regulation through biofeedback on the decision-making performance in the context of serious games: A systematic review. Entertainment Computing. 2019; 29: 75–86 https://doi.org/10.1016/j.entcom.2019.01.001

12. Dormal V., Vermeulen N., Mejias S. Is heart rate variability biofeedback useful in children and adolescents? A systematic review. J. Child Psychol. Psychiatry. 2021; 62(12): 1379–90. https://doi.org/10.1111/jcpp.13463

13. Thabrew H., Ruppeldt P., Sollers J.J. 3rd. Systematic review of biofeedback interventions for addressing anxiety and depression in children and adolescents with long-term physical conditions. Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2018; 43(3): 179–92. https://doi.org/10.1007/s10484-018-9399-z

14. Kemstach V.V., Korostovtseva L.S., Sakowsky I.V., Alekhin A.N., Bochkarev M.V., Sviryaev Yu.V. Cardiorespiratory feedback training as a non-pharmacological intervention and its application in stroke patients. Integr. Physiol. 2020; 1(3): 196–201. https://doi.org/10.33910/2687-1270-2020-1-3-196-201 https://elibrary.ru/wteswg

15. Tinello D., Kliegel M., Zuber S. Does heart rate variability biofeedback enhance executive functions across the lifespan? A systematic review. J. Cogn. Enhanc. 2022; 6(1): 126–42. https://doi.org/10.1007/s41465-021-00218-3

16. Lehrer P., Vaschillo B., Zucker T., Graves J., Katsamanis M., Aviles M., et al. Protocol for heart rate variability biofeedback training. Biofeedback. 2013; 41(3): 98–109. https://doi.org/10.5298/1081-5937-41.3.08

17. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н., Маркович Н.Н., Мартынова О.В., Черемных Н.И. и др. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях: Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. СПб.; 2003.


Рецензия

Для цитирования:


Сахарова Е.В., Конова О.М. Опыт применения кардиореспираторного тренинга с биологической обратной связью у пациента с сочетанной патологией. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2023;4(4):226-233. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2023-4-4-226-233. EDN: oueogj

For citation:


Sakharova E.V., Konova O.M. Application of cardiorespiratory training with biofeedback in a patient with comorbidity. L.O. Badalyan Neurological Journal. 2023;4(4):226-233. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2023-4-4-226-233. EDN: oueogj

Просмотров: 417


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-8997 (Print)
ISSN 2712-794X (Online)