Новые возможности использования компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат»
https://doi.org/10.46563/2686-8997-2022-3-2-65-71
Аннотация
Психометрические исследования являются одной из приоритетных задач детской психоневрологии, что обусловливает актуальность совершенствования технологий объективного контроля психической сферы детей. В детской практике количественные характеристики психической деятельности являются удобными инструментами оценки уровня развития когнитивных и психофизиологических функций ребёнка как в норме, так и при соматических и/или неврологических заболеваниях. Среди психофизиологических комплексов наиболее широкое применение в детской практике получил компьютерный психофизиологический комплекс (КПФК) «Психомат», разработанный в ФГБУ ВНИИИ медицинской техники. В настоящее время создан оригинальный программный пакет на основе КПФК «Психомат», позволяющий получать результаты исследования в автоматическом режиме (онлайн), что удобно при массовых тестированиях в детских учреждениях. Разработка таких программных пакетов открывает новые возможности психометрических исследований.
Участие авторов:
Увакина Е.В. — концепция статьи, сбор и обработка материала, написание текста;
Кузенкова Л.М. — концепция статьи, сбор и обработка материала, редактирование;
Фисенко А.П. — концепция статьи, сбор и обработка материала, редактирование;
Попович С.Г. — концепция статьи, сбор и обработка материала, написание текста;
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех её частей.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 19.04.2022
Принята к печати 25.05.2022
Опубликована 30.06.2022
Об авторах
Евгения Владимировна УвакинаРоссия
Врач отделения психоневрологии и психосоматической патологии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: uvakina.ev@nczd.ru
Л. М. Кузенкова
Россия
А. П. Фисенко
Россия
С. Г. Попович
Россия
Список литературы
1. Астаева А.В., Малкова А.А. Анализ современных компьютеризированных программ диагностики и коррекции в детской нейропсихологии. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2018; 11(4): 39-47. https://doi.org/10.14529/psy180405
2. Увакина Е.В., Кузенкова Л.М., Попович С.Г. Оригинальный программный пакет для анализа психофизиологических и когнитивных функций у детей. Российский педиатрический журнал. 2021; 24(5): 300-10. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-5-300-310
3. Викторов В.А., Матвеев Е.В. Приборы и комплексы для психофизиологических исследований. Исследования, разработка, применение. М.; 2002.
4. Матвеев Е.В., Надеждин Д.С., Зуев Л.Н., Чупров П.В. Базовый ряд автоматизированных приборов для оценки функций центральной нервной системы человека. Медицинская техника. 1986; (6): 48-50.
5. Luciana M., Nelson C.A. Assessment of neuropsychological function through use of the Cambridge Neuropsychological Testing Automated Battery: performance in 4- to 12-year-old children. Dev. Neuropsychol. 2002; 22(3): 595-24. https://doi.org/10.1207/s15326942dn2203_3
6. Gualtieri C.T., Johnson L.G. Reliability and validity of a computerized neurocognitive test battery, CNS Vital Signs. Arch. Clin. Neuropsychol. 2006; 21(7): 623-43. https://doi.org/10.1016/j.acn.2006.05.007
7. Wild K., Howieson D., Webbe F., Seelye A., Kaye J. The status of computerized cognitive testing in aging: A systematic review. Alzheimers Dement. 2008; 4(6): 428-37. https://doi.org/10.1016/j.jalz.2008.07.003
8. Дзюба С.В., Маслова О.И., Немковский И.Б., Головкина И.Д., Днепрова Л.И. Физиологические показатели когнитивных (познавательных) функций детей школьного возраста (память, внимание, восприятие, аналитико-синтетические процессы, психомоторная деятельность) тестовыми компьютерными системами «Ритмотест», «Бинатест», «Мнемотест» (№21). Методические рекомендации. М.; 1997.
9. Маслова О.И., Дзюба С.В., Немковский И.Б., Макулова Н.Д. Новые технологии оценки состояния познавательной сферы детей. В кн.: Баранов А.А., Щеплягина Л.А., ред. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). М.; 2000: 403-34
10. Гурьева М.Б. Когнитивные процессы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Российский педиатрический журнал. 2001; (6): 39.
11. Балканская С.В. Когнитивные функции при эпилепсии у детей: клинико-лабораторно-инструментальные параллели. Альманах клинической медицины. 2005; (8-3): 52-9.
12. Мурадова О.И., Намазова-Баранова Л.С., Торшхоева Р.М., Каркашадзе Г.А., Ширяева О.А. Количественные нормативы когнитивной деятельности у здоровых российских школьников 8-17 лет, обследованных с помощью тестовой компьютерной системы «Психомат». Педиатрическая фармакология. 2012; 9(2): 89-98.
13. Подклетнова Т.В., Кузенкова Л.М., Алексеева Е.И. Психоневрологические аспекты ювенильного ревматоидного артрита. Вопросы современной педиатрии. 2009; 8(1): 46-51.
14. Балканская С.В., Маслова О.И., Студеникин В.М., Макулова Н.Д. Возрастная динамика познавательных процессов (когнитивных функций) у здоровых школьников. В кн.: Щеплягина Л.А., ред. «Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы)»: практическое руководство. Том 1. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2006: 68-80.
15. Мурадова О.И., Намазова-Баранова Л.С., Торшхоева Р.М., Каркашадзе Г.А. Влияние поллиноза в период ремиссии на когнитивные функции ребенка. Вопросы диагностики в педиатрии. 2012; 4(2): 48-50.
16. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г., Гончарова Г.А. Особенности психофизиологического и психосоциального развития учащихся 9-11 классов средней школы. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(6): 346-53. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-6-346-353
17. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г. Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков. Российский педиатрический журнал. 2015; 18(2): 23-7.
18. Сухарева Л.М., Кучма В.Р., Надеждин Д.С. Психофизиологические и психосоциальные особенности учащихся 9-11 классов средней школы. Здоровье населения и среда обитания. 2017; (8): 31-5. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-31-35
19. Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу. Российский педиатрический журнал. 2012; (4): 41-6.
20. Зотова А.А., Волокитина Т.В., Попова Е.В. Особенности произвольного внимания детей-северян 7-8 лет с нарушением зрения. Сборник научных трудов SWORLD. 2013; 38(1): 8-11.
21. Шкуропатов Д.А., Максимихина Е.В. Оценка сенсомоторных реакций легкоатлетов 9-10 лет на начальном этапе подготовки. В кн.: Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике». Уфа; 2018: 20-4.
22. Увакина Е.В., Кузенкова Л.М., Фисенко А.П., Попович С.Г. Особенности формирования когнитивных и психофизиологических функций у детей дошкольного возраста: опыт использования нового программного пакета. Российский педиатрический журнал. 2021; 24(6): 365-71. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-6-365-371
Рецензия
Для цитирования:
Увакина Е.В., Кузенкова Л.М., Фисенко А.П., Попович С.Г. Новые возможности использования компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат». Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2022;3(2):65-71. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2022-3-2-65-71
For citation:
Uvakina E.V., Kuzenkova L.M., Fisenko A.P., Popovich S.G. New opportunities of using the computer psychophysiological complex «Psychomat». L.O. Badalyan Neurological Journal. 2022;3(2):65-71. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2022-3-2-65-71