Preview

Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна

Расширенный поиск

Новые возможности использования компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат»

https://doi.org/10.46563/2686-8997-2022-3-2-65-71

Аннотация

Психометрические исследования являются одной из приоритетных задач детской психоневрологии, что обусловливает актуальность совершенствования технологий объективного контроля психической сферы детей. В детской практике количественные характеристики психической деятельности являются удобными инструментами оценки уровня развития когнитивных и психофизиологических функций ребёнка как в норме, так и при соматических и/или неврологических заболеваниях. Среди психофизиологических комплексов наиболее широкое применение в детской практике получил компьютерный психофизиологический комплекс (КПФК) «Психомат», разработанный в ФГБУ ВНИИИ медицинской техники. В настоящее время создан оригинальный программный пакет на основе КПФК «Психомат», позволяющий получать результаты исследования в автоматическом режиме (онлайн), что удобно при массовых тестированиях в детских учреждениях. Разработка таких программных пакетов открывает новые возможности психометрических исследований. 

Участие авторов: 
Увакина Е.В. — концепция статьи, сбор и обработка материала, написание текста; 
Кузенкова Л.М. — концепция статьи, сбор и обработка материала, редактирование;
Фисенко А.П. — концепция статьи, сбор и обработка материала, редактирование;
Попович С.Г. — концепция статьи, сбор и обработка материала, написание текста; 
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех её частей.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Поступила 19.04.2022 
Принята к печати 25.05.2022
Опубликована 30.06.2022

Об авторах

Евгения Владимировна Увакина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Врач отделения психоневрологии и психосоматической патологии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: uvakina.ev@nczd.ru



Л. М. Кузенкова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


А. П. Фисенко
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России; ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Россия


С. Г. Попович
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Астаева А.В., Малкова А.А. Анализ современных компьютеризированных программ диагностики и коррекции в детской нейропсихологии. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2018; 11(4): 39-47. https://doi.org/10.14529/psy180405

2. Увакина Е.В., Кузенкова Л.М., Попович С.Г. Оригинальный программный пакет для анализа психофизиологических и когнитивных функций у детей. Российский педиатрический журнал. 2021; 24(5): 300-10. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-5-300-310

3. Викторов В.А., Матвеев Е.В. Приборы и комплексы для психофизиологических исследований. Исследования, разработка, применение. М.; 2002.

4. Матвеев Е.В., Надеждин Д.С., Зуев Л.Н., Чупров П.В. Базовый ряд автоматизированных приборов для оценки функций центральной нервной системы человека. Медицинская техника. 1986; (6): 48-50.

5. Luciana M., Nelson C.A. Assessment of neuropsychological function through use of the Cambridge Neuropsychological Testing Automated Battery: performance in 4- to 12-year-old children. Dev. Neuropsychol. 2002; 22(3): 595-24. https://doi.org/10.1207/s15326942dn2203_3

6. Gualtieri C.T., Johnson L.G. Reliability and validity of a computerized neurocognitive test battery, CNS Vital Signs. Arch. Clin. Neuropsychol. 2006; 21(7): 623-43. https://doi.org/10.1016/j.acn.2006.05.007

7. Wild K., Howieson D., Webbe F., Seelye A., Kaye J. The status of computerized cognitive testing in aging: A systematic review. Alzheimers Dement. 2008; 4(6): 428-37. https://doi.org/10.1016/j.jalz.2008.07.003

8. Дзюба С.В., Маслова О.И., Немковский И.Б., Головкина И.Д., Днепрова Л.И. Физиологические показатели когнитивных (познавательных) функций детей школьного возраста (память, внимание, восприятие, аналитико-синтетические процессы, психомоторная деятельность) тестовыми компьютерными системами «Ритмотест», «Бинатест», «Мнемотест» (№21). Методические рекомендации. М.; 1997.

9. Маслова О.И., Дзюба С.В., Немковский И.Б., Макулова Н.Д. Новые технологии оценки состояния познавательной сферы детей. В кн.: Баранов А.А., Щеплягина Л.А., ред. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). М.; 2000: 403-34

10. Гурьева М.Б. Когнитивные процессы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Российский педиатрический журнал. 2001; (6): 39.

11. Балканская С.В. Когнитивные функции при эпилепсии у детей: клинико-лабораторно-инструментальные параллели. Альманах клинической медицины. 2005; (8-3): 52-9.

12. Мурадова О.И., Намазова-Баранова Л.С., Торшхоева Р.М., Каркашадзе Г.А., Ширяева О.А. Количественные нормативы когнитивной деятельности у здоровых российских школьников 8-17 лет, обследованных с помощью тестовой компьютерной системы «Психомат». Педиатрическая фармакология. 2012; 9(2): 89-98.

13. Подклетнова Т.В., Кузенкова Л.М., Алексеева Е.И. Психоневрологические аспекты ювенильного ревматоидного артрита. Вопросы современной педиатрии. 2009; 8(1): 46-51.

14. Балканская С.В., Маслова О.И., Студеникин В.М., Макулова Н.Д. Возрастная динамика познавательных процессов (когнитивных функций) у здоровых школьников. В кн.: Щеплягина Л.А., ред. «Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы)»: практическое руководство. Том 1. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2006: 68-80.

15. Мурадова О.И., Намазова-Баранова Л.С., Торшхоева Р.М., Каркашадзе Г.А. Влияние поллиноза в период ремиссии на когнитивные функции ребенка. Вопросы диагностики в педиатрии. 2012; 4(2): 48-50.

16. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г., Гончарова Г.А. Особенности психофизиологического и психосоциального развития учащихся 9-11 классов средней школы. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(6): 346-53. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-6-346-353

17. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г. Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков. Российский педиатрический журнал. 2015; 18(2): 23-7.

18. Сухарева Л.М., Кучма В.Р., Надеждин Д.С. Психофизиологические и психосоциальные особенности учащихся 9-11 классов средней школы. Здоровье населения и среда обитания. 2017; (8): 31-5. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-31-35

19. Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу. Российский педиатрический журнал. 2012; (4): 41-6.

20. Зотова А.А., Волокитина Т.В., Попова Е.В. Особенности произвольного внимания детей-северян 7-8 лет с нарушением зрения. Сборник научных трудов SWORLD. 2013; 38(1): 8-11.

21. Шкуропатов Д.А., Максимихина Е.В. Оценка сенсомоторных реакций легкоатлетов 9-10 лет на начальном этапе подготовки. В кн.: Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике». Уфа; 2018: 20-4.

22. Увакина Е.В., Кузенкова Л.М., Фисенко А.П., Попович С.Г. Особенности формирования когнитивных и психофизиологических функций у детей дошкольного возраста: опыт использования нового программного пакета. Российский педиатрический журнал. 2021; 24(6): 365-71. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-6-365-371


Рецензия

Для цитирования:


Увакина Е.В., Кузенкова Л.М., Фисенко А.П., Попович С.Г. Новые возможности использования компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат». Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2022;3(2):65-71. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2022-3-2-65-71

For citation:


Uvakina E.V., Kuzenkova L.M., Fisenko A.P., Popovich S.G. New opportunities of using the computer psychophysiological complex «Psychomat». L.O. Badalyan Neurological Journal. 2022;3(2):65-71. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2022-3-2-65-71

Просмотров: 491


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-8997 (Print)
ISSN 2712-794X (Online)