Молекулярно-генетическая диагностика нарушений речи у детей
https://doi.org/10.46563/2686-8997-2022-3-1-7-13
Аннотация
Введение. Нарушения речи (НР) — одна из актуальных проблем неврологии детского возраста. Несмотря на многолетнюю историю изучения речевых расстройств у детей, применение в диагностике современных инструментальных методов исследований и использование разнообразных терапевтических методик для их коррекции, научный интерес к пониманию патогенетических основ НР остаётся достаточно высоким. В последние годы большое внимание уделяется изучению генетических причин развития данной патологии. В настоящее время представлены данные более чем о 20 генах, патогенные варианты которых обусловливают изолированные НР либо их сочетания с другими когнитивными нарушениями. Изучение генетических предикторов НР у детей позволит расширить представления клиницистов о патогенезе речевых нарушений и оптимизирует диагностические подходы.
Материалы и методы. Под наблюдением находились 160 детей с различными нарушениями речи в возрасте 2–7 лет, из них 93 (58,1%) девочки и 67 (41,9%) мальчиков, госпитализированных в отделение психоневрологии и психосоматической патологии и отделение патологии раннего детского возраста ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. У всех наблюдаемых пациентов изучен клинический экзом методом массового параллельного секвенирования.
Результаты. Секвенирование клинического экзома у детей с НР позволило обнаружить клинически значимые нуклеотидные варианты, приводящие к различным заболеваниям, фенотип которых включает в себя НР. Наиболее часто НР у детей являются клиническими проявлениями наследственных болезней. У 5 (3,1%) наблюдаемых пациентов в ходе проведения молекулярно-генетического исследования были обнаружены нуклеотидные варианты, которые могут вызывать заболевания, при которых речевые и интеллектуально-мнестические расстройства являются одними из основных клинических проявлений.
Заключение. Продолжение клинических исследований, направленных на поиск патогенных вариантов генома, приводящих к речевым и интеллектуально-мнестическим расстройствам, на репрезентативной выборке пациентов с НР позволит решить вопрос о целесообразности включения секвенирования клинического экзома в диагностический алгоритм при НР у детей.
Об авторах
Лолита Алиевна ПакРоссия
Доктор медицинских наук, главный научный сотрудник лаборатории редких наследственных болезней у детей Медико-генетического центра ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: lolitap@mail.ru
К. В. Савостьянов
Россия
Л. М. Кузенкова
Россия
А. А. Пушков
Россия
И. С. Жанин
Россия
Е. В. Увакина
Россия
Список литературы
1. Асмолова Г.А., Заваденко А.Н., Заваденко Н.Н., Козлова Е.В., Медведев М.И., Рогаткин С.О. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации. М.; 2015.
2. Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Академия; 2000.
3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Медицина; 1969.
4. Делягин В.М. Задержка речевого развития у детей. Русский медицинский журнал. 2013; 21(24): 1174-7.
5. Eicher J.D., Powers N.R., Miller L.L., Mueller K.L., Mascheretti S., Marino C., et al. Characterization of the DYX2 locus on chromosome 6p22 with reading disability, language impairment, and IQ. Hum. Genet. 2014; 133(7): 869-81. https://doi.org/10.1007/s00439-014-1427-3
6. Пушков А.А., Мазанова Н.Н., Кузенкова Л.М., Журкова Н.В., Глоба О.В., Алексеева А.Ю. и соавт. Молекулярная диагностика болезни Краббе у российских детей. Неврологический журнал им. Л.О. Бадаляна. 2020; 1(1): 21-8. https://doi.org/10.17816/2686-8997-2020-1-01-21-28
7. Nisar S., Hashem S., Bhat A.A., Syed N., Yadav S., Azeem M.W., et al. Association of genes with phenotype in autism spectrum disorder. Aging (Albany NY). 2019; 11(22): 10742-70. https://doi.org/10.18632/aging.102473
8. Deriziotis P., Fisher S.E. Neurogenomics of speech and language disorders: the road ahead. Genome Biol. 2013; 14(4): 204. https://doi.org/10.1186/gb-2013-14-4-204
9. Plante E., Swisher L., Vance R., Rapcsak S. MRI findings in boys with specific language impairment. Brain Lang. 1991; 41(1): 52-66. https://doi.org/10.1016/0093-934x(91)90110-m
10. Billard C., Livet M.O., Motte J., Vallée L., Gillet P., Galloux A., et al. BREV: a new clinical scale for the evaluation of cognitive function in school-age and preschool-age children. Arch. Pediatr. 2001; 8(5): 545-52. https://doi.org/10.1016/s0929-693x(00)00262-1
11. Rice M.L., Wexler K., Cleave P.L. Specific language impairment as a period of extended optional infinitive. J. Speech. Hear. Res. 1995; 38(4): 850-63. https://doi.org/10.1044/jshr.3804.850
12. Tallal P., Miller S.L., Bedi G., Byma G., Wang X., Nagarajan S.S., et al. Language comprehension in language-learning impaired children improved with acoustically modified speech. Science. 1996; 271(5245): 81-4. https://doi.org/10.1126/science.271.5245.81
13. Bishop D.V. Pre- and perinatal hazards and family background in children with specific language impairments: a study of twins. Brain Lang. 1997; 56(1): 1-26. https://doi.org/10.1006/brln.1997.1729
14. Гончарова О.В. Состояние здоровья и пути реабилитации детей с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. М.; 1999.
15. Choudhury N., Benasich A.A. A family aggregation study: the influence of family history and other risk factors on language development. J. Speech Lang. Hear. Res. 2003; 46(2): 261-72. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2003/021)
16. Сергиец И.А., Черкашина Н.Н. Комплексное консультирование в системе работы городской Психолого-медико-педагогической комиссии. Сибирский учитель. 2004; (4): 34.
17. Schumacher J., Hoffmann P., Schmäl C., Schulte-Körne G., Nöthen M.M. Genetics of dyslexia: the evolving landscape. J. Med. Genet. 2007; 44(5): 289-97. https://doi.org/10.1136/jmg.2006.046516
18. Волкова О.С. Состояние здоровья детей с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. Смоленск; 2003.
19. Lai C.S., Fisher S.E., Hurst J.A., Vargha-Khadem F., Monaco A.P. A forkhead-domain gene is mutated in a severe speech and language disorder. Nature. 2001; 413(6855): 519-23. https://doi.org/10.1038/35097076
20. MacDermot K.D., Bonora E., Sykes N., Coupe A.M., Lai C.S., Vernes S.C., et al. Identification of FOXP2 truncation as a novel cause of developmental speech and language deficits. Am. J. Hum. Genet. 2005; 76(6): 1074-80. https://doi.org/10.1086/430841
21. Watkins K.E., Vargha-Khadem F., Ashburner J., Passingham R.E., Connelly A., Friston K.J., et al. MRI analysis of an inherited speech and language disorder: structural brain abnormalities. Brain. 2002; 125(Pt. 3): 465-78. https://doi.org/10.1093/brain/awf057
22. Bishop D.V. Developmental cognitive genetics: how psychology can inform genetics and vice versa. Q. J. Exp. Psychol. (Hove). 2006; 59(7): 1153-68. https://doi.org/10.1080/17470210500489372
23. Bartlett C.W., Flax J.F., Logue M.W., Vieland V.J., Bassett A.S., Tallal P., et al. A major susceptibility locus for specific language impairment is located on 13q21. Am. J. Hum. Genet. 2002; 71(1): 45-55. https://doi.org/10.1086/341095
24. Taipale M., Kaminen N., Nopola-Hemmi J., Haltia T., Myllyluoma B., Lyytinen H., et al. A candidate gene for developmental dyslexia encodes a nuclear tetratricopeptide repeat domain protein dynamically regulated in brain. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2003; 100(20): 11553-8. https://doi.org/10.1073/pnas.1833911100
25. Wang W., Mao B., Wei X., Yin D., Li H., Mao L., et al. Application of an improved targeted next generation sequencing method to diagnose non-syndromic mental retardation in one step: A case report. Mol. Med. Rep. 2018; 18(1): 981-6. https://doi.org/10.3892/mmr.2018.9031
26. Резцова Е.Ю. Черных А.М. Современные представления о факторах риска в генезе речевых расстройств дошкольников. Новые исследования. 2010; (2): 95-115.
27. Newbury D.F., Monaco A.P. Genetic advances in the study of speech and language disorders. Neuron. 2010; 68(2): 309-20. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2010.10.001
28. Choudhury N., Benasich A.A. A family aggregation study: the influence of family history and other risk factors on language development. J. Speech Lang. Hear. Res. 2003; 46(2): 261-72. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2003/021)
Рецензия
Для цитирования:
Пак Л.А., Савостьянов К.В., Кузенкова Л.М., Пушков А.А., Жанин И.С., Увакина Е.В. Молекулярно-генетическая диагностика нарушений речи у детей. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2022;3(1):7-13. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2022-3-1-7-13
For citation:
Pak L.A., Savostyanov K.V., Kuzenkova L.M., Pushkov A.A., Zhanin I.S., Uvakina E.V. Molecular genetic diagnosis of speech disorders in children. L.O. Badalyan Neurological Journal. 2022;3(1):7-13. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2022-3-1-7-13