Preview

Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна

Расширенный поиск

Дислексия — самая распространённая форма специфических расстройств обучаемости

https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-3-146-158

Аннотация

Дислексия представляет собой самую распространённую форму специфических расстройств обучаемости. Дислексия наблюдается у 5,0-17,5% школьников, а среди детей со специфическими расстройствами обучаемости на её долю приходится примерно 70-80%. Обычно дислексия у детей проявляется не только в неспособности достичь такого уровня развития навыков чтения, которые были бы пропорциональны их интеллектуальным возможностям, но также освоить письмо и орфографию. Вторичные последствия дислексии включают проблемы с пониманием прочитанного и ограничение объёма чтения, что может препятствовать росту словарного запаса и базового уровня знаний. В обзоре рассматривается неврологическая организация чтения и письма как сложных высших психических функций, включающих много компонентов, которые обеспечиваются различными областями мозга. Приводятся принципы классификации дислексии, основные характеристики её традиционно определяемых форм: фонематической, оптической, мнестической, семантической, аграмматической. Анализируются церебральные механизмы развития дислексии, результаты современных исследований с применением нейропсихологических методов, функциональной нейровизуализации, изучения мозгового коннектома. Обсуждается вклад в развитие дислексии нарушений фонологической осведомлённости, быстрого автоматизированного называния, объёма зрительного внимания, компонентов управляющих функций мозга. Рассмотрены генез эмоциональных нарушений у детей с дислексией, факторы риска дислексии (включая генетическую предрасположенность). Перечислены проявления дислексии у детей, по поводу которых их родители впервые обращаются за консультацией к специалисту. В процессе диагностики дислексии следует обращать внимание на отставание развития речи ребенка, случаи специфических расстройств обучаемости среди членов семьи. Следует учитывать возможную коморбидность дислексии у ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, дискалькулией, диспраксией развития, нарушениями эмоционального контроля и управляющих функций мозга. Своевременная диагностика определяет эффективность программ раннего вмешательства, которые основываются на комплексном подходе.

Об авторе

Николай Николаевич Заваденко
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики им. академика Л.О. Бадаляна педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

e-mail: zavadenko@mail.ru



Список литературы

1. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М.: Аспект Пресс; 2008.

2. Shaywitz S.E., Shaywitz B.A. Dyslexia (specific reading disability). Biol. Psychiatry. 2005; 57(11): 1301-9. https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2005.01.043

3. Morsanyi K., van Bers B.M.C.W., McCormack T., McGourty J. The prevalence of specific learning disorder in mathematics and comorbidity with other developmental disorders in primary school-age children. Br. J. Psychol. 2018; 109(4): 917-40. https://doi.org/10.1111/bjop.12322

4. Peters L., Ansari D. Are specific learning disorders truly specific, and are they disorders? Trends Neurosci. Educ. 2019; 17(100115): 1-8. https://doi.org/10.1016/j.tine.2019.100115

5. Willcutt E.G., McGrath L.M., Pennington B.F., Keenan J.M., DeFries J.C., Olson R.K., et al. Understanding comorbidity between specific learning disabilities. New Dir. Child. Adolesc. Dev. 2019; 2019(165): 91-109. https://doi.org/10.1002/cad.20291

6. McDowell M. Specific learning disability. J. Paediatr. Child. Health. 2018; 54(10): 1077-83. https://doi.org/10.1111/jpc.14168

7. Nachshon O., Farah R., Horowitz-Kraus T. Decreased functional connectivity between the Left Amygdala and Frontal Regions interferes with reading, emotional, and executive functions in children with reading difficulties. Front. Hum. Neurosci. 2020; 14: 104. https://doi.org/10.3389/fnhum.2020.00104

8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь; 2003.

9. Norton E.S., Beach S.D., Gabrieli J.D.E. Neurobiology of dyslexia. Curr. Opin. Neurobiol. 2015; 30: 73-8. https://doi.org/10.1016/j.conb.2014.09.007

10. Habib M. The neurological basis of developmental dyslexia and related disorders: a reappraisal of the temporal hypothesis, twenty years on. Brain. Sci. 2021; 11(6): 708. https://doi.org/10.3390/brainsci11060708

11. Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Чутко Л.С., Дидур М.Д. Дислексия как многофакторное расстройство. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020; 120(7): 142-8. https://doi.org/10.17116/jnevro2020120071142

12. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Washington: American Psychiatric Association; 2013.

13. Definition of Dyslexia - International Dyslexia Association. Baltimore, MD: International Dyslexia Association; 2011. Available at: https://dyslexiaida.org/definition-of-dyslexia/

14. Заваденко Н.Н., Немкова С.А. Нарушения развития и когнитивные дисфункции у детей с заболеваниями нервной системы. М.: МК; 2016.

15. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: Академия; 2002.

16. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: Лениздат; 2002.

17. Richlan F. The functional neuroanatomy of letter-speech sound integration and its relation to brain abnormalities in developmental dyslexia. Front. Hum. Neurosci. 2019; 13: 21. https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00021

18. Valdois S., Reilhac C., Ginestet E., Bosse M.L. Varieties of cognitive profiles in poor readers: evidence for a vas-impaired subtype. J. Learn. Disabil. 2021; 54(3): 221-33. https://doi.org/10.1177/0022219420961332

19. Lazzaro G., Varuzza C., Costanzo F., Fucà E., Di Vara S., De Matteis M.E., et al. Memory deficits in children with developmental dyslexia: a reading-level and chronological-age matched design. Brain. Sci. 2021; 11(1): 40. https://doi.org/10.3390/brainsci11010040

20. Menghini D., Finzi A., Benassi M., Bolzani R., Facoetti A., Giovagnoli S., et al. Different underlying neurocognitive deficits in developmental dyslexia: a comparative study. Neuropsychol. 2010; 48(4): 863-72. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2009.11.003

21. Bogaerts L., Szmalec A., Hachmann W.M., Page M.P., Duyck W. Linking memory and language: evidence for a serial-order learning impairment in dyslexia. Res. Dev. Disabil. 2015; 43-44: 106-22. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2015.06.012

22. Majerus S., Cowan N. The nature of verbal short-term impairment in dyslexia: the importance of serial order. Front. Psychol. 2016; 7: 1522. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01522

23. Cowan N., Hogan T.P., Alt M., Green S., Cabbage K.L., Brinkley S., et al. Short-term memory in childhood dyslexia: deficient serial order in multiple modalities. Dyslexia. 2017; 23(3): 209-33. https://doi.org/10.1002/dys.1557

24. Simos P.G., Fletcher J.M., Bergman E., Breier J.I., Foorman B.R., Castillo E.M., et al. Dyslexia-specific brain activation profile becomes normal following successful remedial training. Neurol. 2002; 58(8): 1203-13. https://doi.org/10.1212/wnl.58.8.1203

25. McNorgan C. The connectivity fingerprints of highly-skilled and disordered reading persist across cognitive domains. Front. Comput. Neurosci. 2021; 15: 590093. https://doi.org/10.3389/fncom.2021.590093

26. Randazzo M., Greenspon E.B., Booth J.R., McNorgan C. Children with reading difficulty rely on unimodal neural processing for phonemic awareness. Front. Hum. Neurosci. 2019; 13: 390. https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00390

27. Morken F., Helland T., Hugdahl K., Specht K. Reading in dyslexia across literacy development: a longitudinal study of effective connectivity. Neuroimage. 2017; 144(Pt. A): 92-100. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2016.09.060

28. Pugh K.R., Mencl W.E., Shaywitz B.A., Shaywitz S.E., Fulbright R.K., Constable R.T., et al. The angular gyrus in developmental dyslexia: task-specific differences in functional connectivity within posterior cortex. Psychol. Sci. 2000; 11(1): 51-6. https://doi.org/10.1111/1467-9280.00214

29. Horowitz-Kraus T., Vannest J.J., Kadis D., Cicchino N., Wang, Y.Y., Holland S.K. Reading acceleration training changes brain circuitry in children with reading difficulties. Brain. Behav. 2014; 4(6): 886-902. https://doi.org/10.1002/brb3.281

30. Horowitz-Kraus T., Buck C., Dorrmann D. Altered neural circuits accompany lower performance during narrative comprehension in children with reading difficulties: an fMRI study. Ann. Dyslexia. 2016; 66(3): 301-18. https://doi.org/10.1007/s11881-016-0124-4

31. Horowitz-Kraus T., Holland S.K. Greater functional connectivity between reading and error-detection regions following training with the reading acceleration program in children with reading difficulties. Ann. Dyslexia. 2015; 65(1): 1-23. https://doi.org/10.1007/s11881-015-0096-9

32. Levinson O., Hershey A., Farah R., Horowitz-Kraus T. Altered functional connectivity of the executive functions network during a Stroop task in children with reading difficulties. Brain. Connect. 2018; 8(8): 516-25. https://doi.org/10.1089/brain.2018.0595

33. Van der Mark S., Klaver P., Bucher K., Maurer U., Schulz E., Brem S., et al. The left occipitotemporal system in reading: disruption of focal fMRI connectivity to left inferior frontal and inferior parietal language areas in children with dyslexia. Neuroim. 2011; 54(3): 2426-36. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2010.10.002

34. De Jong P.F., van den Boer M. The relation of visual attention span with serial and discrete rapid automatized naming and reading. J. Exp. Child. Psychol. 2021; 207: 105093. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2021.105093

35. Melby-Lervåg M., Lyster S.A.H., Hulme C. Phonological skills and their role in learning to read: A meta-analytic review. Psychol. Bull. 2012; 138(2): 322-52. https://doi.org/10.1037/a0026744

36. Rakhlin N.V., Mourgues C., Cardoso-Martins C., Kornev A.N., Grigorenko E.L. Orthographic processing is a key predictor of reading fluency in good and poor readers in a transparent orthography. Contemp. Educ. Psychol. 2019; 56: 250-61. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2018.12.002

37. Grigorenko E.L. Developmental dyslexia: an update on genes, brains and environments. J. Child Psychol. Psychiatr. 2001; 42(1): 91-125.

38. Landerl K., Freudenthaler H.H., Heene M., de Jong P.F., Desrochers A., Manolitsis G., et al. Phonological awareness and rapid automatized naming as longitudinal predictors of reading in five alphabetic orthographies with varying degrees of consistency. Sci. Stud. Read. 2019; 23(3): 220-34. https://doi.org/10.1080/10888438.2018.1510936

39. Powell D., Stainthorp R., Stuart M., Garwood H., Quinlan P. An experimental comparison between rival theories of rapid automatized naming performance and its relationship to reading. J. Exp. Child Psychol. 2007; 98(1): 46-68. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2007.04.003

40. Araujo S., Pacheco A., Faisca L., Petersson K.M., Reis A. Visual rapid naming and phonological abilities: different subtypes in dyslexic children. Int. J. Psychol. 2010; 45(6): 443-52. https://doi.org/10.1080/00207594.2010.499949

41. Goswami U. Sensory theories of developmental dyslexia: three challenges for research. Nat. Rev. Neurosci. 2015; 16(1): 43-54. https://doi.org/10.1038/nrn3836

42. Antzaka A., Martin C., Caffarra S., Schlöffel S., Carreiras M., Lallier M. The effect of orthographic depth on letter string processing: the case of visual attention span and rapid automatized naming. Reading and Writing. 2018; 31(3): 583-605. https://doi.org/10.1007/s11145-017-9799-0

43. Saksida A., Ianuzzi S., Bogliotti C., Chaix Y., Démonte J.F., Bricout L., et al. Phonological skills, visual attention span and visual stress in developmental dyslexia. Dev. Psychol. 2016; 52(10): 1503-16. https://doi.org/10.1037/dev0000184

44. Peyrin C., Lallier M., Démonet J.F., Pernet C., Baciu M., LeBas J.F., et al. Neural dissociation of phonological and visual attention span disorders in developmental dyslexia: fMRI evidence from two case studies. Brain Lang. 2012; 120(3): 381-94. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2011.12.015

45. Chen N.T., Zheng M., Connie S.H. Examining the visual attention span deficit hypothesis in Chinese developmental dyslexia. Reading and Writing. 2019; 32(3): 639-62. https://doi.org/10.1007/s11145-018-9882-1

46. Pennington B.F. From single to multiple deficit models of developmental disorders. Cognition. 2006; 101(2): 385-413. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2006.04.008

47. Davis K., Margolis A.E., Thomas L., Huo Z., Marsh R. Amygdala sub-regional functional connectivity predicts anxiety in children with reading disorder. Dev. Sci. 2018; 21(5): e12631. https://doi.org/10.1111/desc.12631

48. Nelson J.M., Harwood H. Learning disabilities and anxiety: A meta-analysis. J. Learn. Disabil. 2011; 44(1): 3-17. https://doi.org/10.1177/0022219409359939

49. Thakkar A.N., Karande S., Bala N., Sant H., Gogtay N.J., Sholapurwala R. Is anxiety more common in school students with newly diagnosed specific learning disabilities? A cross-sectional questionnaire-based study in Mumbai, Maharashtra, India. J. Postgrad. Med. 2016; 62(1): 12-9. https://doi.org/10.4103/0022-3859

50. Ochsner K.N., Gross J.J. The cognitive control of emotion. Trends Cogn. Sci. 2005; 9(5): 242-9. https://doi.org/10.1016/j.tics.2005.03.010

51. Etkin A., Klemenhagen K.C., Dudman J.T., Rogan M.T., Hen R., Kandel E.R., et al. Individual differences in trait anxiety predict basolateral amygdala response only to unconsciously processed fearful faces. Neuron. 2004; 44(6): 1043-55. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2004.12.006

52. Snowling M.J., Melby-Lervåg M. Oral language deficits in familial dyslexia: A meta-analysis and review. Psychol. Bull. 2016; 142(5): 498-545. https://doi.org/10.1037/bul0000037

53. Esmaeeli Z., Lundetrae K., Kyle F.E. What can parents’ self-report of reading difficulties tell us about their children’s emergent literacy at school entry? Dyslexia. 2018; 24(1): 84-105. https://doi.org/10.1002/dys.1571

54. Catts H.W., Fey M.E., Tomblin J.B., Zhang X. A longitudinal investigation of reading outcomes in children with language impairments. J. Speech. Lang. Hear. Res. 2002; 45(6):1142-57. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2002/093)

55. Заваденко Н.Н., Давыдова Л.А. Неврологические нарушения и расстройства психического развития у детей, рожденных недоношенными (с экстремально низкой, очень низкой и низкой массой тела). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019; 119(12): 12-9. https://doi.org/10.17116/jnevro201911912112

56. Guarini A., Bonifacci P., Tobia V., Alessandroni R., Faldella G., Sansavini A. The profile of very preterm children on academic achievement. A cross-population comparison with children with specific learning disorders. Res. Dev. Disabil. 2019; 87: 54-63. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2019.02.001

57. Romo M.L., McVeigh K.H., Jordan P., Stingone J.A., Chan P.Y., Askew G.L. Birth characteristics of children who used early intervention and special education services in New York City. J. Public Health (Oxf.). 2020; 42(4): e401-11. https://doi.org/10.1093/pubmed/fdz179

58. Francks C., MacPhie I.L., Monaco A.P. The genetic basis of dyslexia. Lancet Neurol. 2002; (8): 483-90. https://doi.org/10.1016/s1474-4422(02)00221-1

59. Hensler B.S., Schatschneider C., Taylor J., Wagner R.K. Behavioral genetic approach to the study of dyslexia. J. Dev. Behav. Pediatr. 2010; 31(7): 525-32. https://doi.org/10.1097/DBP.0b013e3181ee4b70

60. Olson R.K., Forsberg H., Gayan J., DeFries J.C. A behavioral-genetic analysis of reading disabilities and component processes. In: Klein R.M., McMullen P.A., eds. Converging Methods for Understanding Reading and Dyslexia. Cambridge: MIT Press; 1999: 133-53.

61. Francks C., Fisher S.E., Olson R.K., Pennington B.F., Smith S.D., DeFries J.C., et al. Fine mapping of the chromosome 2p12-16 dyslexia susceptibility locus: Quantitative association analysis and positional candidate genes SEMA4F and OTX. Psychiatr. Genet. 2002; 12(1): 35-41. https://doi.org/10.1097/00041444-200203000-00005

62. Georgitsi M., Dermitzakis I., Soumelidou E., Bonti E. The polygenic nature and complex genetic architecture of specific learning disorder. Brain Sci. 2021; 11(5): 631. https://doi.org/10.3390/brainsci11050631

63. Shaywitz S.E., Fletcher J.M., Holahan J.M., Shneider A.E., Marchione K.E., Stuebing K.K., et al. Persistence of dyslexia: the Connecticut longitudinal study at adolescence. Pediatrics. 1999; 104(6): 1351-9. https://doi.org/10.1542/peds.104.6.1351

64. Di Ianni M., Wilsher C.R., Blank M.S., Conners C.K., Chase C.H., Funkenstein H.H., et al. The effects of piracetam in children with dyslexia. J. Clin. Psychopharmacol. 1985; 5(5): 272-8. https://doi.org/10.1097/00004714-198510000-00004

65. Levi G. A study of piracetam in the pharmacological treatment of learning disabilities. In: Bakker D., ed. Child Health and Development, Developmental Dyslexia and Learning Disorders. Volume 5. Basel: Karger; 1987: 129-39.

66. Van Hout A., Giurgea D. The effects of piracetam in dyslexia. Approche Neuropsychol. Apprentissage Enfance. 1990; 2(3): 145-52.

67. Wilsher C., Atkins G., Mansfield P. Effect of piracetam on dyslexics’ reading ability. J. Learn. Disabil. 1985; 18(1): 19-25. https://doi.org/10.1177/002221948501800105

68. Wilsher C.R., Bennett D., Chase C.H., Conners C.K., Di Ianni M., Feagans L., et al. Piracetam and dyslexia: effects on reading tests. J. Clin. Psychopharmacol. 1987; 7(4): 230-7. https://doi.org/10.1097/00004714-198708000-00004


Рецензия

Для цитирования:


Заваденко Н.Н. Дислексия — самая распространённая форма специфических расстройств обучаемости. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2021;2(3):146-158. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-3-146-158

For citation:


Zavadenko N.N. Dyslexia as the most prevalent form of specific learning disabilities. L.O. Badalyan Neurological Journal. 2021;2(3):146-158. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-3-146-158

Просмотров: 1532


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-8997 (Print)
ISSN 2712-794X (Online)