Preview

Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна

Расширенный поиск

Социально-психологические аспекты готовности родителей к включению детей с детским церебральным параличом в занятия адаптивной физической культурой

https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-2-65-72

Аннотация

Введение. Участие в спортивном движении — это действенный инструмент полноценной социализации людей с ограничениями жизнедеятельности. В связи с этим одной из социально значимых задач государства становится обеспечение доступности условий для занятий различными видами спорта и адаптивной физической культурой (АФК) лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы и методы. С целью изучения социально-психологической готовности семьи к включению ребенка-инвалида в занятия АФК проведено анкетирование 67 родителей детей с детским церебральным параличом (ДЦП), наблюдавшихся во ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России в 2019–2020 гг. Критериями включения участников в группу испытуемых были информированное согласие родителей, наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний у ребёнка к занятиям АФК. 

Результаты. Представлены объективные данные, свидетельствующие о положительном отношении респондентов к АФК как одному из действенных инструментов развития движений у детей. В качестве факторов, определяющих социально-психологическую готовность родителей к данному виду реабилитации, выступают информированность о состоянии здоровья ребенка, эмоциональная стабильность и направленность на достижение положительных результатов в социализации ребенка, достаточная приверженность лечению. Социально-психологическими факторами, снижающими вероятность включения детей в занятия АФК, являются пессимистическая оценка состояния здоровья и социальных перспектив ребёнка, недостаточная информированность о положительном влиянии занятий АФК на физическое развитие ребенка с ДЦП, неполная информированность об учреждениях, в которых можно получить данный вид помощи по месту жительства, низкая физическая активность родителей.

Заключение. Исследование социально-психологического профиля родителей с различной мотивацией к участию ребёнка с ДЦП в занятиях АФК доказывает необходимость дифференцированного подхода к организации психолого-педагогической работы с родителями. 

Об авторах

Татьяна Васильевна Свиридова
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»; ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
Россия

К.психол.н., зав. лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 119296, Москва.

e-mail: tvsviridova@gmail.com



А. А. Кузиванова
ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
Россия


Ю. Г. Семенова
ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
Россия


А. А. Модестов
ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Кирилина В.М., Киэлевяйнен Л.М., Колесникова Н.В., Бальчюнене Н.И. Анализ российского и зарубежного опыта развития адаптивной физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2017; (3): 40-2.

2. Парфенов А.С. Особенности адаптивной физической культуры инвалидов с последствиями детского церебрального паралича с использованием занятий пулевой стрельбой: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Орел; 2006.

3. Литвина Г.А., Кульчицкий В.Е., Агеев А.В. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации. Мир науки, культуры, образования. 2016; (3): 61-3.

4. Симашенков П.Д., Буков А.В. Актуальные проблемы организации адаптивного спорта в Российской Федерации. Вестник международного института рынка. 2018; (2): 100-5.

5. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр физической культуры и спорта». Available at: https://www.vniifk.ru/fnc_vniifk.php

6. Сладкова Н.А. Функциональная классификация в паралимпийском спорте. М.: Советский спорт; 2011.

7. Распоряжение Правительства РФ № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года». М.; 2020. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/

8. Попов Г.Н., Евсеев С.П. Педагогические аспекты адаптивной физической культуры как интегративной дисциплины. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006; (10): 47-50.

9. Berry E.T., Giuliani C.A., Damiano D.L. Intrasession and intersession reliability of handheld dynamometry in children with cerebral palsy. Pediatr. Phys. Ther. 2004; 16(4): 191-8. https://doi.org/10.1097/01.pep.0000145932.21460.61

10. El-Sobky T.A., Fayyad T.A., Kotb A.M., Kaldas B. Bony reconstruction of hip in cerebral palsy children gross motor function classification system levels III to V: a systematic review. J. Pediatr. Orthop. B. 2018; 27(3): 221-30. https://doi.org/10.1097/bpb.0000000000000503

11. Palisano R.J., Rosenbaum P., Bartlett D., Livingston M.H. Content validity of the expanded and revised gross motor function classification system. Dev. Med. Child. Neurol. 2008; 50(10): 744-50. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2008.03089.x

12. Palisano R., Rosenbaum P., Walter S., Russell D., Wood E., Galuppi B. Development and reliability of a system to classify gross motor function in children with cerebral palsy. Dev. Med. Child. Neurol. 1997; 39(4): 214-23. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.1997.tb07414.x

13. Posłuszny A., Myśliwiec A., Saulicz E., Doroniewicz I., Linek P., Wolny T. Current understanding of the factors influencing the functional independence of people with cerebral palsy: a review of the literature. Intern. J. Devel. Dis. 2016; 63(2): 77-90. https://doi.org/10.1080/20473869.2016.1145396

14. Орел В.И., Середа В.М., Гурьева Н.А., Орел В.В., Петров А.В. Медико-социальный статус семьи, воспитывающей ребенка с детским церебральным параличом. Российский педиатрический журнал. 2015; 18(3): 42-4.

15. Мачалкин С.Е., Радченко А.С. Экономические аспекты развития адаптивной физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации. Социально-экономические явления и процессы. 2017; 12(1): 59-64.

16. Ступак B.C., Стародубов В.И., Долотова Н.В., Филькина О.М., Винярская И.В., Черников В.В. и соавт. Особенности качества жизни детей-инвалидов раннего возраста вследствие заболеваний нервной системы. Дальневосточный медицинский журнал. 2011; (3): 54-6.

17. Ревенко Е.М. Диагностика мотивации к реализации двигательной активности: методические рекомендации. Омск; 2017. Available at: http://bek.sibadi.org/fulltext/esd347.pdf

18. Лазуренко С.Б., Намазова-Баранова Л.С., Конова С.Р., Ильин А.Г. Медико-психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: пути совершенствования. Российский педиатрический журнал. 2013; (2): 39-43.


Рецензия

Для цитирования:


Свиридова Т.В., Кузиванова А.А., Семенова Ю.Г., Модестов А.А. Социально-психологические аспекты готовности родителей к включению детей с детским церебральным параличом в занятия адаптивной физической культурой. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2021;2(2):65-72. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-2-65-72

For citation:


Sviridova T.V., Kuzivanova A.A., Semenova Yu.G., Modestov A.A. Social and psychological aspects of readiness of parents for the involvement of children with cerebral palsy in adaptive physical education classes. L.O. Badalyan Neurological Journal. 2021;2(2):65-72. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2021-2-2-65-72

Просмотров: 440


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-8997 (Print)
ISSN 2712-794X (Online)