Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией
https://doi.org/10.46563/2686-8997-2020-1-01-9-20
Аннотация
Введение. Эпилепсия дебютирует в детском и подростковом возрасте, являясь одним из основных заболеваний в детской неврологии. Эпилепсия у детей зачастую может приводить к значимым когнитивным расстройствам.
Цель работы — выявление особенностей психического и когнитивного развития детей с эпилепсией.
Материал и методы. Обследованы 929 детей в возрасте 2–11 лет с разными формами эпилепсии. В зависимости от возраста и степени тяжести заболевания дети проходили полное нейропсихологическое обследование с углубленным изучением вербально-мнестической и речевой функций или обследование по специально разработанному «профилю психического развития» для детей с умственной недостаточностью. Для детей с сохранным интеллектом был адаптирован и применен метод синдромного анализа. По результатам тестирования проводилась качественная и количественная оценка параметров анализируемых процессов. «Профиль психического развития» для ребенка отображался графически, с введением количественной и качественной оценок отдельных сфер познавательной деятельности. Электрофизиологический, нейровизуализационный и стандартные клинические методы диагностики применялись у всех детей.
Результаты. Специфика нейропсихологического дефицита при эпилепсии у детей определяется локусом эпиактивности. Своеобразие отклоняющегося типа формирования психических функций проявляется у детей уже на ранних стадиях эпилепсии и связано с дисфункцией разных мозговых зон вследствие негативного воздействия эпилептиформной активности. Установлена межполушарная асимметрия нейропсихологического дефицита при разном расположении очага эпиактивности. Наибольшая выраженность когнитивной недостаточности наблюдается при расположении очага в левом полушарии. Очаг эпиактивности в лобно-височных отделах может привести к церебральной деменции (распаду простейших программ и целенаправленной предметной деятельности), нарушению поведения. У детей с эпилепсией, имеющих локус эпиактивности в теменно-затылочных отделах головного мозга, имеются нарушения конструктивного праксиса и зрительно-пространственного гнозиса, а также трудности в обучении чтению и письму.
Заключение. Нейропсихологический метод исследования структурно-функциональных основ мнестических, речевых и других видов познавательной деятельности у детей с эпилепсией позволил установить, что отклонения в развитии психических функций у данной категории детей возникают из-за недостаточно сформированных отдельных звеньев функциональной системы и связи между ними. Наличие очага эпиактивности у детей с эпилепсией уже на ранних этапах заболевания может вызывать нейропсихологический дефицит развития высших психических функций.
Об авторах
Л. А. ТроицкаяРоссия
Оганес Левонович Бадалян
Россия
Доктор мед. наук, проф. каф. неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГАОУ ВО «РНИМУ имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, 117997, Москва; невролог-эпилептолог, ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» ДЗГМ, 119602, Москва.
e-mail: epileptolog@mail.ru
К. Л. Суркова
Россия
В. В. Крахалев
Россия
Список литературы
1. Федорова В.И., Соловьев А.Н. Некоторые особенности нарушения чтения, памяти при височной эпилепсии. В кн.: Материалы научно-практической конференции врачей Курской области. Курск; 1973: 179-81.
2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.; 2013.
3. Ениколопова Е.В. Латеральные особенности регуляции временных характеристик интеллектуальной деятельности. В кн.: Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии. Сборник научных трудов. М.; 1991: 222-32.
4. Микадзе Ю.В., Котик Б.С. Нейропсихологическая модель воспроизведения и узнавания. В кн.: Память и следовые процессы. Тезисы докладов IV Всесоюзной конференции. Пущино; 1979: 87-9.
5. Dikmen S. Neuropsychological aspects of epilepsy. In: Hermann B.P., ed. A Multidisciplinary Handbook of Epilepsy. Springfield; 1980.
6. Marcotte A.C., LaBarba R.C. Cerebral lateralization for speech in deaf and normal children. Brain Lang. 1985; 26(2): 244-58.
7. Петрухин А.С. Эпилептология детского возраста. М.: Медицина; 2000.
8. Тархан А.У., Шлепаков И.М. Исследование процесса распознавания эмоций по голосу для топической диагностики патологических очагов в головном мозгу у больных фокальной эпилепсией. В кн.: Сборник научных трудов Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института. Том 109. Ленинград; 1984: 91-8.
9. Тетеркина Т.И. Функциональная асимметрия мозга и клинические проявления эпилепсии. Здравоохранение Белоруссии. 1984; (2): 21-3.
10. Wallace S. Epilepsy in Children. London: Chapman and Hall Medical; 1996.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ; 2003.
12. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга. Том 2. М.; 1976.
13. Фарбер Д.А., Адрианов О.С., ред. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Ленинград: Наука; 1990.
14. Зенков Л.Р., Ронкин М.А. Электроэнцефалография. В кн.: Функциональная диагностика нервных болезней. М.; 2004.
15. Мухин К.Ю., Пылаева О.А., Формирование когнитивных и психических нарушений при эпилепсии: роль различных факторов, связанных с заболеванием и лечением (обзор литературы и описания клинических случаев). Русский журнал детской неврологии. 2017; 12 (3): 7-33.
Рецензия
Для цитирования:
Троицкая Л.А., Бадалян О.Л., Суркова К.Л., Крахалев В.В. Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2020;1(1):9-20. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2020-1-01-9-20
For citation:
Troitskaya L.A., Badalyan O.L., Surkova K.L., Krakhalev V.V. Cognitive impairment in children with epilepsy. L.O. Badalyan Neurological Journal. 2020;1(1):9-20. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2020-1-01-9-20