Preview

Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна

Расширенный поиск

Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией

https://doi.org/10.46563/2686-8997-2020-1-01-9-20

Аннотация

Введение. Эпилепсия дебютирует в детском и подростковом возрасте, являясь одним из основных заболеваний в детской неврологии. Эпилепсия у детей зачастую может приводить к значимым когнитивным расстройствам. 

Цель работы — выявление особенностей психического и когнитивного развития детей с эпилепсией. 

Материал и методы. Обследованы 929 детей в возрасте 2–11 лет с разными формами эпилепсии. В зависимости от возраста и степени тяжести заболевания дети проходили полное нейропсихологическое обследование с углубленным изучением вербально-мнестической и речевой функций или обследование по специально разработанному «профилю психического развития» для детей с умственной недостаточностью. Для детей с сохранным интеллектом был адаптирован и применен метод синдромного анализа. По результатам тестирования проводилась качественная и количественная оценка параметров анализируемых процессов. «Профиль психического развития» для ребенка отображался графически, с введением количественной и качественной оценок отдельных сфер познавательной деятельности. Электрофизиологический, нейровизуализационный и стандартные клинические методы диагностики применялись у всех детей.

Результаты. Специфика нейропсихологического дефицита при эпилепсии у детей определяется локусом эпиактивности. Своеобразие отклоняющегося типа формирования психических функций проявляется у детей уже на ранних стадиях эпилепсии и связано с дисфункцией разных мозговых зон вследствие негативного воздействия эпилептиформной активности. Установлена межполушарная асимметрия нейропсихологического дефицита при разном расположении очага эпиактивности. Наибольшая выраженность когнитивной недостаточности наблюдается при расположении очага в левом полушарии. Очаг эпиактивности в лобно-височных отделах может привести к церебральной деменции (распаду простейших программ и целенаправленной предметной деятельности), нарушению поведения. У детей с эпилепсией, имеющих локус эпиактивности в теменно-затылочных отделах головного мозга, имеются нарушения конструктивного праксиса и зрительно-пространственного гнозиса, а также трудности в обучении чтению и письму.

Заключение. Нейропсихологический метод исследования структурно-функциональных основ мнестических, речевых и других видов познавательной деятельности у детей с эпилепсией позволил установить, что отклонения в развитии психических функций у данной категории детей возникают из-за недостаточно сформированных отдельных звеньев функциональной системы и связи между ними. Наличие очага эпиактивности у детей с эпилепсией уже на ранних этапах заболевания может вызывать нейропсихологический дефицит развития высших психических функций.

Об авторах

Л. А. Троицкая
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России; ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы
Россия


Оганес Левонович Бадалян
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России; ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы
Россия

Доктор мед. наук, проф. каф. неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГАОУ ВО «РНИМУ имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, 117997, Москва; невролог-эпилептолог, ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» ДЗГМ, 119602, Москва.

e-mail: epileptolog@mail.ru



К. Л. Суркова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


В. В. Крахалев
ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова
Россия


Список литературы

1. Федорова В.И., Соловьев А.Н. Некоторые особенности нарушения чтения, памяти при височной эпилепсии. В кн.: Материалы научно-практической конференции врачей Курской области. Курск; 1973: 179-81.

2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.; 2013.

3. Ениколопова Е.В. Латеральные особенности регуляции временных характеристик интеллектуальной деятельности. В кн.: Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии. Сборник научных трудов. М.; 1991: 222-32.

4. Микадзе Ю.В., Котик Б.С. Нейропсихологическая модель воспроизведения и узнавания. В кн.: Память и следовые процессы. Тезисы докладов IV Всесоюзной конференции. Пущино; 1979: 87-9.

5. Dikmen S. Neuropsychological aspects of epilepsy. In: Hermann B.P., ed. A Multidisciplinary Handbook of Epilepsy. Springfield; 1980.

6. Marcotte A.C., LaBarba R.C. Cerebral lateralization for speech in deaf and normal children. Brain Lang. 1985; 26(2): 244-58.

7. Петрухин А.С. Эпилептология детского возраста. М.: Медицина; 2000.

8. Тархан А.У., Шлепаков И.М. Исследование процесса распознавания эмоций по голосу для топической диагностики патологических очагов в головном мозгу у больных фокальной эпилепсией. В кн.: Сборник научных трудов Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института. Том 109. Ленинград; 1984: 91-8.

9. Тетеркина Т.И. Функциональная асимметрия мозга и клинические проявления эпилепсии. Здравоохранение Белоруссии. 1984; (2): 21-3.

10. Wallace S. Epilepsy in Children. London: Chapman and Hall Medical; 1996.

11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ; 2003.

12. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга. Том 2. М.; 1976.

13. Фарбер Д.А., Адрианов О.С., ред. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Ленинград: Наука; 1990.

14. Зенков Л.Р., Ронкин М.А. Электроэнцефалография. В кн.: Функциональная диагностика нервных болезней. М.; 2004.

15. Мухин К.Ю., Пылаева О.А., Формирование когнитивных и психических нарушений при эпилепсии: роль различных факторов, связанных с заболеванием и лечением (обзор литературы и описания клинических случаев). Русский журнал детской неврологии. 2017; 12 (3): 7-33.


Рецензия

Для цитирования:


Троицкая Л.А., Бадалян О.Л., Суркова К.Л., Крахалев В.В. Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2020;1(1):9-20. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2020-1-01-9-20

For citation:


Troitskaya L.A., Badalyan O.L., Surkova K.L., Krakhalev V.V. Cognitive impairment in children with epilepsy. L.O. Badalyan Neurological Journal. 2020;1(1):9-20. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2020-1-01-9-20

Просмотров: 322


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-8997 (Print)
ISSN 2712-794X (Online)