Музыкотерапия: вспомогательный метод абилитации при перинатальной патологии у детей первых месяцев жизни
https://doi.org/10.46563/2686-8997-2020-1-4-224-231
Аннотация
В обзоре литературы представлена история применения музыкотерапии в ходе лечения разнообразных заболеваний как во взрослой клинической практике, так и в неонатологии и педиатрии; описаны различные музыкально-терапевтические программы, являющиеся частью комплексных, специально разработанных методов немедикаментозной реабилитации. Указаны показания и противопоказания для данного вида терапии у новорожденных и детей первых месяцев жизни. Изложены возможные нейрофизиологические обоснования для использования мелоритмического сопровождения младенцев с перинатальной патологией. Обсуждены перспективы использования музыкотерапии в практике выхаживания новорожденных, в том числе недоношенных, с сочетанной перинатальной патологией, в структуре восстановительного лечения (абилитации) детей, в качестве вспомогательного метода, мягко потенцирующего воздействие основных методик: физических и медикаментозных. В настоящее время в ведущих перинатальных центрах страны создаётся возможность для прослушивания младенцами музыки в качестве составляющей мультисенсорного развивающего ухода. Используются специально обработанные короткие фрагменты инструментальных и вокальных произведений В. Моцарта в записи, фрагменты произведений других композиторов-классиков, пение колыбельных и народных песен в исполнении матери. Установлено достоверное потенцирующее влияние музыкотерапии на адаптационные реакции незрелой нервной системы, обсуждается связь обогащения внешней среды с отдаленными исходами перинатального поражения. Доказано, что сочетание тактильной «кенгуру»-стимуляции с голосовым воздействием матери оказывает бóльшее влияние, чем использование музыкальных фрагментов в записи. Для применения музыкотерапии у недоношенных незрелых младенцев необходим строго индивидуальный подход во избежание нежелательных последствий.
Ключевые слова
Об авторах
Е. П. БомбардироваРоссия
М. А. Басаргина
Россия
Наталия Александровна Харитонова
Россия
Канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. неонатологии и проблем здоровья раннего детского возраста ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 119991, Москва.
e-mail: kharitonovan@nczd.ru
М. Д. Митиш
Россия
Список литературы
1. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Музыка; 1993.
2. Кружковская О.И. Музыкальная терапия. Пятиминутка. 2016; (4): 23-6.
3. Старчеус М.С. Музыкальная психология: Хрестоматия. М.; 1992.
4. Spintge R., Droh R. Muzik in der Medizin. Berlin: Springer; 1987.
5. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2003.
6. Колягина В.Г. Музыкотерапия в специальном образовании. Учебно-методическое пособие. М.: Прометей; 2019.
7. Чайклин Ш., Венгровер Х. Искусство и наука танцевально-двигательной терапии. Жизнь как танец. М.: Когито-центр; 2017.
8. Гринева И.М. Музыкотерапия в системе реабилитации больных с неврологическими проявлениями церебро-васкулярных заболеваний. Труды Ленинградского психоневрологического института. 1981; 98: 158-61.
9. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. М.: Медицина; 2005.
10. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Антидор; 1998.
11. Орлова Е.М. Вопросы музыкальной психологии в творчестве В.М. Бехтерева. Теория и практика общественного развития. 2014; (10): 77-80.
12. Матейова З., Машура С. Музыкотерапия при заикании. Киев: Вища школа; 1984.
13. Kocher C. Musiktherapie, Theorie und Methodik. Jena: Fischer; 1971: 83-8.
14. Bruckner J., Mederacke I., Ulbrich C. Musiktherapi fur kinder. Berlin: Musik; 1982.
15. Коларова З.И., ред. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Медицина; 1968.
16. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение; 1968.
17. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. Пер с англ. М.: Класс; 2004.
18. Hepper P.G., Shahidullah B.S. Development of fetal hearing. Arch. Dis. Child Fetal Neonatal. Ed. 1994; 71: 81-7. https://doi.org/10.1136/fn.71.2.F81
19. Kisilevsky B.S., Hains S.M. Onset and maturation of fetal heart rate response to the mother’s voice over late gestation. Dev. Sci. 2011; 14(2): 214-23. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2010.00970.x
20. Sohmer H., Perez R., Sichel J.Y., Printer R., Freeman S. The pathway enabling external sounds to reach and excite the fetal inner ear. Audiol. Neurootol. 2001; 6(3): 109-16. https://doi.org/10.1159/000046817
21. Granier-Deferre C., Bassereau S., Ribeiro A., Jacquet A.Y., Decasper A.J. A melodic contour repeatedly experienced by human near-term fetuses elicits a profound cardiac reaction one month after birth. PLoS ONE. 2011; 6(2): e17304. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0017304
22. Лазарев М.Л. Сонатал. Школа дородовой педагогики. М.: Творческая педагогика; 1993.
23. Лазарев М.Л. Мамалыш, или Рождение до рождения. М.: Кодекс; 2009.
24. Лазарев М.Л. Музыка материнского молока. М.: ПедиатрЪ; 2015.
25. Черток Т.Я., Нибш Г., ред. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста. М.: Медицина; 1987.
26. Барашнев Ю.И. Перинатальная медицина и инвалидность с детства. Акушерство и гинекология. 1991; 67(1): 12-7.
27. Федоров А.М., Саламова С.Р. Полипрагмазия в педиатрии. Педиатрическая фармакология. 2009; 6(5): 107-9.
28. Бомбардирова Е.П., Шищенко В.М., Аль-Згул Л.Б. Обоснование лечебного воздействия музыки у новорожденных детей. ВИНИТИ. Депонированная рукопись D24564; 1995.
29. Яцык Г.В., ред. Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. М.: ПедиатрЪ; 2012.
30. Беляева И.А., Бомбардирова Е.П., Токовая Е.И., Харитонова Н.А., Лазуренко С.Б., Турти Т.В. и др. Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы. Вопросы современной педиатрии. 2017; 16(5): 383-91. https://doi.org/10.15690/vsp.v16i5.1802
31. Волкова П.Д. Мост через бездну. М.: Зебра-Е; 2014.
32. Fifer W.P., Byrd D.L., Kuka M., Eigsti I.M., Isler J.R., Grose-Fifer J., et al. Newborn infants learn during sleep. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2010; 107(22): 10320-3. https://doi.org/10.1073/pnas.1005061107
33. Сахарова Е.С., Кешишан Е.С., Алямовская Г.А. «Недоношенность» как медико-социальная проблема здравоохранения. Часть 3. Система последующего наблюдения за недоношенными детьми. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017; 62(5): 43-8. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2017-62-5-43-48
34. Блохин Б.М., Садовская Ю.Е., Легкий С.В. Неблагоприятные жизненные события и сенсорная дезинтеграция - способы коррекции последствий. StatusPraesens. Педиатрия и неонатология. 2019; (3): 29-34.
35. Neel M.L., Yoder P., Matusz P.J., Marray M.M., Miller A., Burkhardt S., et al. Randomized controlled trial protocol to improve multisensory neural processing, language and motor outcomes in preterm infants. BMC Pediatrics. 2019; 19(1): 81. https://doi.org/10.1186/s12887-019-1455-1
36. Dusing S.C., Tripathi T., Marcinowski E.C., Tracker L.R., Brown L.F., Hendricks-Muñoz K.D. Supporting play exploration and early developmental intervention versus usual care to enhance developmental outcomes during the transition from the neonatal intensive care unit to home: a pilot randomized controlled trial. BMC Pediatrics. 2018; 18(1): 46. https://doi.org/10.1186/s12887-018-1011-4
37. Ho L.Y. Follow-up care and outcome evaluation of high-risk preterm infant: a life course commitment. Ann. Acad. Med. Singapore. 2018; 47(2): 51-5.
38. Partanen E., Kujala T., Tervaniemi M., Huotilainen M. Prenatal music exposure induces long-term neural effects. PLoS ONE. 2013; 8(10): e78946. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0078946
39. Dehaene-Lambertz G., Montavont A., Jobert A., Allirol L., Dubois J., Hertz-Pannier L., et al. Language or music, mother or Mozart? Structural and environmental influences on infants’ language networks. Brain Lang. 2010; 114(2): 53-65. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2009.09.003
40. Ковтун О.П., Цывьян П.Б. Значение биологических звуков матери для ранней адаптации недоношенных детей. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2020; 99(1): 160-3. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2020-99-1-160-163
41. Arimitsu T., Minagawa Y., Yagihashi T., Marico O.U., Matsuzuki A., Ikeda K., et al. The cerebral hemodynamic response to phonetic changes of speech in preterm and term infants: The impact of postmenstrual age. Neuroimage: Clin. 2018; 19: 599-606. https://doi.org/10.1016/j.nici.2018.05.005
42. Krägeloh-Mann I., Lidzba K., Pavlova M.A., Wilke M., Staudt M. Plasticity during early brain development is determined by ontogenetic potential. Neuropediatrics. 2017; 48(2): 66-71. http://doi.org/10.1055/s-0037-1599234
43. Chorna O., Filippa M., Almeide S.D., Lordier L., Monaci M.G., Huppi P., et al. Neuroprocessing mechanisms of music during fetal and neonatal development: a role in neuroplasticity and neurodevelopment. Neural Plast. 2019; 2019: 3972918. https://doi.org/ 10.1155/2019/3972918
44. Lubetzky R., Mimouni F.B., Dollberg S., Reifen R., Ashbel G., Mandel D. Effect of music by Mozart on energy expenditure in growing preterm infants. Pediatrics. 2010; 125(1): e24-8. https://doi.org/10.1542/peds.2009-0990
45. Arnon S. Music therapy intervention in the neonatal intensive care unit environment. J. Pediatr. (Rio J). 2011; 87(3): 183-5. https://doi.org10.2223/JPED.2091
46. Fava E., Hull R., Baumbauer K., Bortfeld H. Hemodynamic responses to speech and music in preverbal infants. Child Neuropsychol. 2014; 20(4): 430-48. https://doi.org/10.1080/09297049.2013.803524
47. Gomella T.L., Cunningham M., Eyal F., Tuttle D.J. Neonatology: Management, Procedures, On Call Problems, Diseases and Drugs. New York: McGraw-Hill Education Medical; 2013.
48. Рюмина И.И., Нароган М.В., Орловская И.В., Мирошник Е.В. Вскармливание недоношенного ребенка и уход в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей (пособие для родителей). М.; 2019.
49. Vianna M.S., Barbosa A.P., Carvalhaes A.S., Cunha A. Music therapy may increase breastfeeding rates among mothers of premature newborns: a randomized controlled trial. J. Pediatr. (Rio J). 2011; 87(3): 206-12. https://doi.org/10.2223/JPED.2086
50. Krueger C. Exposure to maternal voice in preterm infants: a review. Adv. Neonatal Care. 2010; 10(1): 13-8. https://doi.org/10.1097/ANC.0b013e3181cc3c69
51. White-Fraut R.C., Nelsen M.N., Silvesri J.M., Patel M., Berbaum M., Gu G.G., et al. Developmental patterns of physiological response to a multisensory intervention in extremely premature and high-risk infants. J. Obstet. Gynecol. Neonatal Nurs. 2004; 33(2): 266-75. https://doi.org/10.1177/0884217504263289
52. Lahav A., Skoe E. An acoustic gap between the NICUand womb: A potential risk for compromised neuroplasticity of the auditory system in preterm infants. Front. Neurosci. 2014; 8: 381-6. https://doi.org/10.3389/fnins.2014.00381
53. Манин Ю.И. Динамическая функциональная асимметрия полушарий головного мозга как цивилизационный фактор. Семь искусств. 2013; 11(47). https://7iskusstv.com/2013/Nomer11/Manin1.php
54. Черниговская Т.В. Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? Вестник Российской академии наук. 2010; 80(5-6): 461-5.
Рецензия
Для цитирования:
Бомбардирова Е.П., Басаргина М.А., Харитонова Н.А., Митиш М.Д. Музыкотерапия: вспомогательный метод абилитации при перинатальной патологии у детей первых месяцев жизни. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2020;1(4):224-231. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2020-1-4-224-231
For citation:
Bombardirova E.P., Basargina M.A., Kharitonova N.A., Mitish M.D. MUSIC THERAPY: AUXILIARY METHOD OF HABILITATION IN INFANTS WITH PERINATAL PATHOLOGY DURING THE FIRST MONTHS OF LIFE. L.O. Badalyan Neurological Journal. 2020;1(4):224-231. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/2686-8997-2020-1-4-224-231